Рейтинг@Mail.ru
Книги о типографике: все, что вам нужно знать об искусстве шрифтов
24 августа 2016 г.

Типографика — это искусство сделать текст красивым, удобным для чтения, отразив в начертании букв информационный посыл или характер издания. Это искусство привнести визуальную гармонию в любой текстовый материал. Искусство выразить смысл не только через слова, но и через их отображение. Типографика вовсе не ограничивается выбором шрифтов и отступов — это более глубокая, сложная и интересная дисциплина. И освоить её вам поможет наша подборка книг.

Ю. Гордон. Книга про буквы от Аа до Яя

Вот уже более трёхсот лет профессионалы ищут варианты гармоничного начертания букв русского алфавита (кириллицы). В их числе — и Юрий Гордон. Книга Гордона — это обширное исследование нашей азбуки. Автор, профессиональный шрифтовик, дизайнер и иллюстратор, задаётся вопросом, что же такое кириллица и почему она выглядит именно так.

Книга Гордона — менее всего книга «по истории». Историческим примерам посвящена едва ли не пятая часть работы. Скорее это — живое и наглядное пособие для вдумчивых шрифтовиков, оформителей и дизайнеров: о технике исполнения букв, о производстве шрифтов. Каждому знаку кириллического алфавита посвящён свой раздел. Также стоит отметить богатые иллюстрации книги.

Задача любого шрифтовика — выработать идеальный по красоте и по читаемости шрифт. И именно её помогает решить Юрий Гордон.

Р. Брингхёрст. Основы стиля в типографике

Книга Роберта Брингхёрста, американского поэта, литератора и типографа, впервые вышла более четверти века назад. Основательный подход автора, опора на классическую традицию, серьёзная проработка темы и осознание важности практического подхода к решению вопросов типографики сразу сделали эту книгу лучшей, основополагающей, классической. Для человека без специального образования книга должна стать настольной. Добиться идеального результата при оформлении текста — вот задача, которую ставит Брингхёрст.

Автор доступно и профессионально, последовательно и логично ведёт читателя по извилистым тропам шрифтового искусства: литера — слово — строка — абзац — полоса. Автор рассуждает о ритме и пропорции, гармонии и контрапункте, о формах и способах структурирования, о неалфавитных знаках и о многом другом.

Книга великолепно издана, она сама — наглядное воплощение принципов, о которых рассуждает Брингхёрст. И при этом в ней нет ничего лишнего: только нужная информация, поданная максимально художественно. Это не справочник, это именно — Текст, Книга с большой буквы.

Англоязычная версия ( The Elements of Typographic Style): Amazon.

Я. Чихольд. Облик книги

Имя Яна Чихольда — немецкого типографа середины ХХ века — известно каждому уважающему себя шрифтовику и дизайнеру. Его книги — четкие, ясные, логичные, эстетически выверенные — продолжают оставаться актуальными, несмотря на то что зачастую типографские решения гениального немца уже устарели.

«Облик книги» — это сборник эссе разных лет. Автор задаётся ключевыми вопросами типографики и ищет ответы на них. Чихольд — прежде всего критик. Рассказывая, как «не надо», он от противного вырабатывает безупречную эстетическую теорию. Автор считает гармонию высшей ценностью: нет гармонии — нет хорошей книги. Добиться гармонии позволяют грамотные пропорции. По Чихольду, маятник, раскачивающийся от гармонии до дисгармонии, по сути, перемещается от «хорошей» до «плохой» книги.

«Облик книги», как и большинство работ Чихольда, будет интересна не только профессионалам, но и широкому кругу читателей — всем людям, любящим книгу.

Я. Чихольд. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера

Книга впервые издана в Германии в 1928 году. В максимально новаторском для своего времени исследовании автор анализирует теорию социального критицизма и истории искусств, а также рассуждает, например, о возрастающей важности фотографии в графическом дизайне. Теоретический блок помогает понять основы типографики и связать её с другими видами искусства ( архитектурой и пр.). А вот в практическом блоке автор с поистине немецкой скрупулёзностью предлагает правила оформления печатных материалов и практические указания по вёрстке деловых документов.

Скептики скажут, что Чихольд устарел: стандарты, описанные в книге, давно не применяются, да и сам он позже отказался от своих идей. И всё же магия великих книг заключается в их непреходящей актуальности, в их вневременном значении. Чихольда читать надо. Профессионалы по-прежнему признают «Новую типографику» одной из основных книг ХХ века и рекомендуют её не только специалистам, но и всем интересующимся темой.

Д. Феличи. Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн

Книга Джеймса Феличи целиком и полностью посвящена типографике: искусству оформления печатной продукции с помощью набора и вёрстки. Это база, основа, библия — назовите как хотите. Без книги Феличи в типографике делать попросту нечего.

Огромная историко-теоретическая база исследования подаётся не оторванной от жизни. Знание этой базы — первый шаг на пути к эстетически идеальному оформлению книги. Автор обращает внимание на компьютерные шрифты и описывает основы и тонкости работы в основных программах для вёрстки, а также сведения о веб-типографике. Удачное совмещение классических представлений и современного взгляда позволит книге Феличи занять достойное место на рабочем столе профессионального шрифтовика, оформителя или дизайнера.

Информации в книге много, но читатель не тонет в ней: она идеально структурирована, а автор изысканно балансирует между азами типографского искусства и вниманием к мелочам, которые подчас и отвечают за общее впечатление от издания. Хороший дизайн невозможен без грамотного набора шрифтов, уверен Феличи. Именно такой красоте учит нас автор.

Э. Шпикерман. О шрифте

Представлять профессиональному сообществу Эрика Шпикермана — неблагодарное дело: слишком известен. Его универсальная книга, изданная на русском языке в 2005 году, называется скромно и просто — «О шрифте» — и до сих пор остаётся неувядающей классикой. Автор рассуждает о новых шрифтовых технологиях, о современных шрифтах (обращая внимание на веб-типографику и компьютерные шрифты).

Главный вопрос, который решается в труде Шпикермана: как выбрать правильный шрифт, чтобы подать информацию в книге красиво и при этом доступно. Обратите внимание, что для российского издания большинство шрифтовых примеров пересмотрено с учётом кириллического алфавита. Также в книге вы найдёте образцы кириллических гарнитур и уникальный по информативности справочный материал: сведения об использованных шрифтах, библиографию и многое другое.

Англоязычная версия (Stop Stealing Sheep & amp; Find Out How Type Works): Amazon.

В. Г. Кричевский. Типографика в терминах и образах. Том 1 и том 2

В 2000 году эта работа искусствоведа и дизайнера Владимира Кричевского победила на конкурсе «Лучшие издания XIII ММКЯ» в номинации « Книга года». « Типографика в терминах и образах» — без преувеличения, одна из важнейших книг для шрифтовиков и дизайнеров. Это странное и прекрасное издание перевернёт ваши представления о пособии по типографике.

Двухтомный труд по искусству оформления текстов средствами набора выглядит очень оригинально. Первый том — справочное пособие из 158 статей, расположенных в алфавитном порядке. По очереди вы узнаете всё об абзаце, афише, бланке, буклете… Причём «всё» значит действительно всё! Спокойно и неэмоционально, логично и продуманно, обращая равное внимание на основы и детали, Кричевский рассказывает обо всех русских типографических терминах. Удивившись, что в книге по дизайну нет «картинок» (совсем нет!), вы отправитесь ко второму тому. А там… нет текста! Только картинки, которые иллюстрируют понятия из первого тома. Подробная и разветвлённая система отсылок поможет вам представить типографику во всём многообразии её проявлений.

А. Королькова. Живая типографика

Книга Александры Корольковой увидела свет в 2007 году и с тех пор пережила уже пять изданий. Популярная, востребованная, важная и интересная книга — «студенческая». И по тону изложения, и по замыслу автора, и по способу написания (как результат преподавательской работы школы графического дизайна). Живой, динамичный язык упрощает понимание типографических понятий (но вовсе не сами понятия!). Работа не претендует на звание «лучшей», « библии», «исследовательского труда» — вовсе нет. Это живой и яркий учебник, возможно, первая ступень для знакомства с типографикой. Несомненный плюс: книга полностью построена на русском материале, обращается к кириллическому шрифту. Примеры из переводных книг именитых типографов, к сожалению, зачастую неприменимы для «русской почвы».

Для студентов и начинающих дизайнеров «Живая типографика» — отличный выбор: она не отпугнёт от серьёзного предмета, введёт в круг основных понятий и терминов. И сделает это действительно живо и увлекательно.

Л. Проненко. Каллиграфия для всех

Каллиграфия — искусство писать красиво — пленяет людей, и владение этим искусством — один из признаков культуры общения. Леонид Проненко, заслуженный художник России и каллиграф, увлекательно рассказывает о своём ремесле. В книге вы найдёте краткую историю каллиграфии, сведения об орудиях и материалах для письма. Вы заразитесь восхищением автора и наверняка последуете его советам по овладению шрифтовой культурой.

Книга о каллиграфии просто обязана быть эстетически совершенной, и Пронину это удалось. Издание богато иллюстрировано. И новички, и профессионалы наверняка обратят внимание на произведения известных художников со всего мира, представленные в «Каллиграфии для всех».

Пронин не просто рассказывает вам о восхитительном искусстве каллиграфии. Он приглашает стать приверженцем этого искусства именно вас.

Э. Рудер. Типографика. Руководство по оформлению

« Типографика» швейцарца Эмиля Рудера — это классика, база, «маст рид». Книга, без знания которой существовать в современном типографском сообществе просто недопустимо. Работа издана более полувека назад, но по-прежнему не теряет актуальности. Секрет, видимо, в том, как гармонично Рудеру удалось связать теорию с практикой. Автор, рассуждая о двуединой природе типографики (техническая и эстетическая стороны), говорит: нет такого шрифтовика, который не был бы дизайнером. Уникальность книге придают эксперименты и примеры шрифтов самого автора: это — искусство дизайна, а не ремесло, это — высший образец, к которому нужно стремиться. Наглядные примеры высочайшего качества позволяют понять « сухую теорию».

Бренд «швейцарская типографика» — заслуга исключительно Рудера. В сфере типографики он действительно — «наше всё».

В подборке я собрал все значимые книги для тех, кто хочет погрузиться в типографику. Как видите, их не так много и выходят они не слишком часто. Но если вам есть что добавить, пишите в комментариях.

Последние новости
30 августа 2016 г.
[Перевод] PHP: неправильный путь [Перевод] PHP: неправильный путь
В мире PHP-программирования существует набор трендов. Некоторые люди активно продвигают их (в книгах и на сайтах) как «современный PHP», а другие подходы выставляют как устаревшие, глупые или просто неверные. Похоже, все эти люди без...
30 августа 2016 г.
Лекции Техносферы. Программирование на Perl (осень 2015) Лекции Техносферы. Программирование на Perl (осень 2015)
Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с одним из курсов Техносферы, который посвящён программированию на Perl. Этот курс открытый — на него может записаться...
29 августа 2016 г.
20% российских семей берут кредиты и занимают у близких, чтобы отправить ребенка в школу 20% российских семей берут кредиты и занимают у близких...
В преддверии нового учебного года проект Дети Mail.Ru провел опрос, выяснив, насколько дорогими оказались сборы в школу. Каждой пятой семье в 2016 году приходится занимать деньги, чтобы покрыть эту статью расходов.Чуть больше половины...
26 августа 2016 г.
MAPS.ME запускает велонавигацию MAPS.ME запускает велонавигацию
MAPS.ME запустили велонавигацию, а также обновили автомобильную навигацию для всех пользователей iOS и Android.Теперь кроме привычных пеших и автомобильных маршрутов в MAPS.ME можно проложить веломаршрут, который учитывает особенности...
26 августа 2016 г.
Сообщения сообществ ВКонтакте появятся на внешних сайтах Сообщения сообществ ВКонтакте появятся на внешних сайтах
ВКонтакте предоставит возможность пользователям и компаниям общаться на сторонних сайтах с помощью виджета «Сообщения сообщества». Установить его может любая организация, имеющая сообщество в социальной сети. Благодаря новому сервису...
26 августа 2016 г.
В Artisto появилась новая функция для видео – Loop В Artisto появилась новая функция для видео – Loop
В приложении Artisto появилась новая функция Loop – возможность снимать короткие «зацикленные» видео, которые затем можно обработать фильтрами для получения различных визуальных эффектов.По нажатию на кнопку Loop снимает односекундное...
25 августа 2016 г.
Lua Meetup 2 сентября в офисе Mail.Ru Group Lua Meetup 2 сентября в офисе Mail.Ru Group
2 сентября 2016 года в офисе Mail.Ru Group пройдёт очередной Lua Meetup — встреча, посвящённая языку программирования Lua и его экосистеме. Анонсированы два доклада (о них вы сможете подробнее прочитать под катом), но мне бы хотелось...
25 августа 2016 г.
#goodstart: Artisto и Nestlé вместе перерисуют видео пользователей #goodstart: Artisto и Nestlé вместе перерисуют видео...
В Artisto, мобильном приложении для художественной обработки видео с помощью нейросетей, появился эксклюзивный фильтр NESCAFÉ #goodstart.Nestlé – первая компания, которая решила попробовать этот нестандартный формат размещения для...
25 августа 2016 г.
Mail.Ru Group приобрела долю образовательной площадки для программистов GeekBrains Mail.Ru Group приобрела долю образовательной площадки для...
Mail.Ru Group объявляет об инвестициях в GeekBrains — образовательную онлайн-платформу для программистов. Ежемесячная аудитория GeekBrains составляет более 500 000 человек. За последние 12 месяцев количество зарегистрированных на портале...
24 августа 2016 г.
Новый курс на платформе Stepic: «Углубленное программирование на С/С++» Новый курс на платформе Stepic: «Углубленное...
Мы продолжаем запускать курсы на платформе Stepic. И сегодня делимся с вами очередной новостью: 23 августа был запущен курс по углубленному программированию на языках C/C++. Продолжительность курса чуть больше двух месяцев. Это...